Современность диктует необходимость воспитания интеллектуально одаренных детей, способных в перспективе пополнять профессиональные кадры инженерных профессий Кировской области, развивать её технический потенциал, способствовать укреплению экономики региона.
Авторы не исключают важность оснащения детских технических объединений новым современным оборудованием для занятий в области технического творчества. Вместе с тем для достижения результатов программы «Основы ТРИЗ» делается акцент на методику развития технического творческого мышления ребенка при оптимальном использовании имеющихся и новых ресурсов.
Цель практики: Создание условий для стимулирования интереса, раннего выявления, развития и реализации потенциала обучающихся в области технического творчества посредством использования теории решения изобретательских задач.
Концепция практики базируется на следующих идеях:
1.Программа основывается на методологии теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), и ребёнок включается в процесс решения изобретательских и творческих задач с открытым вариантом решения. Программа опирается на основы знаний из различных областей физики и техники и представляет собой пропедевтический курс для обучения по другим дополнительным общеразвивающим программам технической направленности.
2.В замысле содержания данная программа вдохновлена идеями STEM- образование (S – science, T – technology, E – engineering, M – mathematics): естественные науки, технология, инженерное искусство, математика. По сути, это методика, которая предполагает обучения с применением междисциплинарного и прикладного подхода. STEAM-образование подразумевает смешанную среду, в которой ученики начинают понимать, как можно применить научные методы на практике.
3.ТРИЗ, как и другие системы, развивается, и сегодня это комплекс, состоящий из трех взаимосвязанных направлений ТРИЗ — РТВ — ТРТЛ.
ТРИЗ (классическая) - направлена на формирование умения ставить и успешно решать творческие задачи при помощи инструментов ТРИЗ. Это есть методология решения проблем, основанная на законах развития систем, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных творческих задач (ОТСМ – общая теория сильного мышления).
РТВ (развитие творческого воображения) - направлено на управление воображением с целью создания новых образов.
ТРТЛ (теория развития творческой личности) - направлена на формирование в человеке активной творческой позиции, предусматривающей постановку достойной цели и успешного продвижения к ней.
Уникальность практики. Методика программы «Основы ТРИЗ» учитывает:
1)специфику предметной области каждого модуля (занимательная физика, робототехника, радиотехника, начальное техническое моделирование, электроника, интеллектуальный тренинг),
2)различные этапы занятия, их специфические задачи и предлагает упражнения на РТВ, предназначенные для различных этапов,
3)применение РТВ-приемов в рамках каждого модуля тесно связано с практикой использования ДАРИЗ (детского алгоритма решения изобретательских задач): понять задачу, сформулировать противоречие и идеальный конечный результат, составить модель задачи, найти ресурсы для её решения, применить приемы разрешения противоречий, сформулировать несколько решений (творческие задачи имеют много правильных решений), выбрать самое сильное решение и аргументировать выбор.
Целевая аудитория: дети в возрасте 9-10 лет.
Программа «Основы ТРИЗ» ориентирована на детей, которые ещё не осваивали курсы технической направленности, не владеют знаниями в области физики, черчения, техники, IT-технологий.
Носит пропедевтический характер по отношению к широкому спектру программ технической направленности, реализуемых в учреждениях дополнительного образования, в том числе кванториумах. Помогает ребёнку определится в интересах в области технического творчества, получить основы политехнических знаний, развить творческие способности, подготовить мышление к решению изобретательских задач.
Программа «Основы ТРИЗ» базируется на модульном принципе представления содержания и построения учебных планов, включает в себя относительно самостоятельные части образовательной программы - модули, позволяющие увеличить ее гибкость.
Модульный подход построения содержания позволяет вариативно организовать образовательный процесс, оперативно подстраивая его под интересы и способности обучающихся: даёт возможность выбора модулей, нелинейной последовательности их изучения (в отличие от традиционной модели дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы), а значит возможность построения индивидуальных учебных планов.
Пространство:
Информационные ресурсы:
Кадровые ресурсы: