Система дополнительного образования в области технического творчества представлена 22 429 организациями дополнительного образования, среди которых есть как профильные станции юных техников, так и многопрофильные дома детского творчества, традиционно реализующие программы по авто-, авиа-, судо- и ракетомоделированию, радиопеленгации и другим востребованным детьми направлениям.
За период с 2015 до 2021 г. существенно обновлена инфраструктура технической направленности. Созданы 135 детских стационарных технопарков «Кванториум» в 80 субъектах Российской Федерации; 85 мобильных технопарков «Кванториум» для детей, проживающих в сельской местности и малых городах; 48 школьных технопарков «Кванториум» в 48 субъектах Российской Федерации; 126 центров цифрового образования «IT-куб»; 30 ключевых центров дополнительного образования детей на базе образовательных организаций высшего образования (в форме «Домов научной коллаборации») в 27 субъектах Российской Федерации, 900 тысяч новых ученико-мест дополнительного образования детей, 9500 центров образования «Точка роста».
Площадки, показывающие стабильно высокие результаты работы становятся пилотными региональными ресурсными центрами технической направленности в субъектах Российской Федерации (заключены соглашения более чем 50 организациями). Задачами центров является разработка и реализация программ, соответствующих актуальной технологической повестке, а также сбор лучших образовательных практик в регионе и масштабирование их на федеральный уровень. Эффективные методические и управленческие практики представлены на данной платформе.
Функции по организационно-методическому сопровождению деятельности детских технопарков «Кванториум», в том числе мобильных детских технопарков, и других проектов федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» Минпросвещения России переданы подведомственному учреждению ФГБОУ ДО «Федеральный центр дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей» (далее – ФГБОУ ДО ФЦДО). ФГБОУ ДО ФЦДО является федеральным ресурсным центром развития дополнительного образования детей технической и естественнонаучной направленности. Специалисты осуществляют организационно-методическую поддержку организаций, реализующих соответствующие программы.
В целях обновления содержания программ технической направленности в 2021 году разработаны более 50 учебно-методических комплексов для свободного распространения и использования. В 2022 году продолжается работа по разработке актуальных образовательных программ, адаптация их для детей младшего возраста, а также для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. При разработке учитываются рекомендации реального сектора экономики: ОАО «РЖД», ГК «Роскосмос», Группа ГАЗ, АО «ОМК», ПАО «Камаз», ПАО «Сбербанк» и др.
«Кванториум» — это образовательный центр с высокотехнологичным оборудованием, в котором реализуются программы как дополнительного, так и общего образования. Ключевая особенность – проектный подход и решение максимально практикоориентированных задач, в том числе от реальных заказчиков. Более 135 000 детей охвачены программами дополнительного образования. С 2021 года начали работать Школьные «Кванториумы», открывающиеся на базе общеобразовательных школ, всего за год их открылось 48.
Детских технопарков
Образовательных направлений
Регионов
IT-квантум направлен на приобретение обучающимися фундаментальных знаний в сфере информационных технологий, а также освоение перспективных направлений: интернет вещей (IoT), машинное обучение (ML), блокчейн, информационная безопасность и др. посредством работы в команде с использованием кейс-технологий.
В аэроквантуме обучающиеся пройдут все этапы жизненного цикла выпуска летательного аппарата, узнают, что такое квадрокоптер, самолет и вертолет, научатся выбирать оптимальные варианты для доставки грузов, организовывать воздушное движение, проводить автономные полеты и внедрять инновационные технологии в авиапромышленость.
В биоквантуме осваивают современные методы изучения биологических объектов, учатся работать на современном оборудовании в условиях биологических лабораторий и живой природы. Дети также учатся применять инженерные методы решения задач в биологических проектах и биологические методы решения в инженерных проектах.
Автомобили, тракторы, велосипеды, мотоциклы, вездеходы и даже комбайны; устройство автомобиля и правила дорожного движения; основы организации движения и перевозок; безопасность движения и безопасное поведение на дороге; новая мобильность и транспортная инфраструктура; беспилотный транспорт и интеллектуальные транспортные системы — все это изучают в автоквантуме.
Обучающиеся Data-квантума получают навыки по планированию и проведению исследований интернет-пространства, количественному и качественному анализу информации, выявлению и систематизации информационных поводов. Дети учатся искать достоверную информации в интернете, анализировать большие данные, распознавать угрозы в интернет-ресурсах и противодействовать им.
В VR/AR-квантуме обучающиеся осваивают объемную визуализацию, работают с виртуальной (VR), дополненной (AR) и смешанной (MR) реальностью. Кванторианцы разрабатывают образовательные приложения, проектируют симуляторы для будущих инженеров, проводят виртуальные туры по культурным и историческим достопримечательностям и др.
Обучающиеся геоквантума работают с космическими снимками, аэрофотосъемкой, данными GPS/ГЛОНАСС и всем многообразием пространственных данных, строят 3D-города, решают задачи, связанные с экологией, историей, маркетингом, городской средой, сельским хозяйством и всем, что нас окружает.
Задача направления — погрузить обучающихся в различные инженерные области космонавтики и пройти полный жизненный цикл создания космического аппарата: от постановки задачи до сборки собственной полноценной модели ракеты-носителя или проведения исследования.
В наноквантуме обучающиеся знакомятся с наноматериалами, узнают о методах получения нанопорошков и нанослоёв, учатся исследовать и модифицировать поверхность материалов, используя высокоточное оборудование.
В промдизайнквантуме обучающиеся учатся проектировать окружающий предметный мир и взаимодействие с ним, работать на стыке инженерии и искусства, решать прикладные задачи и формировать новое восприятие, соединять технологичность и эстетичность в одном изделии.
Кванторианцы изучают такие дисциплины как механика, электроника, электротехника, физика, машинное обучение, техническое зрение, операционные системы, математическое моделирование и др. А проектная деятельность позволяет формировать системное мышление как в инженерном, так и в мировоззренческом смысле.
Хайтек — это инженерия, изобретательство, CAD/CAM системы, лазерные технологии, аддитивные технологии, станки с ЧПУ, электронные компоненты, основы технопредпринимательства. Дети изучают основы инженерии и изобретательства и учатся работе на высокотехнологичном оборудовании.
Основная задача энерджиквантума — развить в обучающихся навыки проектной работы на примере энергетики. На базовом модуле обучающиеся знакомятся с основными источниками энергии и структурой энергосистемы своего региона; на углубленном — выходят на реализацию полноценных проектов.
В этом квантуме ребёнок познакомится с креативной сферой, попробует себя в роли создателя контента, а также поработает в настоящей медиа-команде. В студии будет создавать проекты на различном профессиональном оборудовании, научится упаковывать готовый качественный продукт и освоит навыки позиционирования и продвижения себя, своей идеи в социальных сетях.
Центр цифрового образования «IT-куб» — инновационная площадка дополнительного образования, развивающая компетенции школьников в области программирования. Проект нацелен на погружение обучающихся в инновационную практикоориентированную деятельность, ускоренное освоение востребованных компетенций в области IT-технологий, формирование современной образовательной экосистемы, а также популяризацию технических профессий. Реализация программ осуществляется совместно с ведущими федеральными и региональными IT-компаниями, среди партнеров центров «IT-куб»: «Samsung Inc» («IT ШКОЛА SAMSUNG»), «Яндекс» («Яндекс.Лицей»), «Крибрум», «HTC» и другие.
Образовательных центров
Регионов
Образовательных направлений
Курс, разработанный Российским Исследовательским центром Samsung, поможет учащимся освоить фундаментальные разделы ИТ и программирования в адаптированной для школьников форме, получить практические навыки по разработке мобильных приложений в идеологии промышленной индустрии «от идеи до дистрибуции».
Яндекс.Лицей — это образовательный проект Яндекса по обучению школьников программированию. Учебная программа рассчитана на два года. На занятиях ребята знакомятся с теорией и осваивают технологии на практике. Программа подходит старшеклассникам, которые имеют склонность к алгоритмическому мышлению, увлекаются ИТ-технологиями, владеют хотя бы одним языком программирования на уровне знания условных и циклических конструкций имеют устойчивые знания по школьному курсу математики.
Разработка приложений виртуальной и дополненной реальности - перспективное направление , в котором можно освоить технологии объемной визуализации и программирования. Обучающиеся разрабатывают образовательные приложения, проектируют симуляторы для будущих инженеров, проводят виртуальные туры по культурным и историческим достопримечательностям и др.
Обучающиеся получают навыки по планированию и проведению исследований интернет-пространства, количественному и качественному анализу информации, выявлению и систематизации информационных поводов.
В процессе обучения программированию ребята проходят путь от создания простой анимации до разработки собственной многоуровневой игры на Scratch с сюжетом и звуковым сопровождением.
Создание и программирование роботов и автоматизированных устройств на базе конструкторов LEGO и др. Конструируя собственные устройства, обучающиеся научатся ставить задачи и находить решения, получат базовые знания по программированию, а также по физике, механике, электрике, электронике, проектированию и другим сферам, на стыке которых находится современная робототехника.
Центр дополнительного образования «Дом научной коллаборации» (ДНК) — подразделение высшего учебного заведения или научной организации, реализующее дополнительные образовательные программы для детей, подростков и студентов. ДНК призваны усилить взаимодействие школ, вузов и предприятий. Здесь ребята, начиная с 5 класса, могут бесплатно слушать лекции профессоров, узнавать тонкости выбранной профессии от специалистов компаний, приобщаться к науке. Своими знаниями со школьниками будут делиться не только преподаватели университетов, но и студенты, аспиранты, молодые ученые.
Образовательных центров
Регионов
Направлений деятельности
Дополнительные общеразвивающие программы для школьников 5–9 классов по приоритетному направлению вуза, на базе которого открыт центр
Программы разработаны для школьников 10–11 классов, студентов колледжей и техникумов — потенциальных абитуриентов вузов
Дополнительные профессиональные программы для педагогов общего и дополнительного образования для развития профессионального мастерства