Решаемая задача
Дополнительная образовательная программа "IT-куб. Старт" была разработана, исходя из анализа следующих проблем, которые возникли перед центром цифрового образования "IT-куб" в г. Тольятти:
- В центр приходило очень много детей начальной школы (2-5 класс), которым было нечего предложить, т.к. большинство программ по основным направлениям центра - это программы, рассчитанные на детей с 12 лет. То есть категория детей до 6 класса оставалась неохваченной.
- У многих детей и родителей, приходящих в центр и выбирающих программу обучения, нет четкого запроса или сформированного интереса. Поэтому часто программа выбиралась случайным образом или же наоборот, дети выбирали сразу много программ, которые потом не могли освоить из-за чрезмерной нагрузки.
- Многие дети 12 лет и старше, приходящие на обучение по основным программам центра IT-куб, такие как "Программирование на Python", "Программирование роботов" и т.п., не обладали даже базовыми навыками работы с компьютером (сохранение файлов, использование английской раскладки на клавиатуре, использование операция копирования и вставки объектов, текста и т.п.), что существенно осложняло процесс освоения более сложных процессов, таких как программирование.
Для решения данной проблемы была разработана программа «IT-куб. Старт», основная идея которой – во-первых, познакомить учащихся с разными технологиями (и направлениями центра) и тем самым помочь им сделать более осознанный выбор, и во-вторых, дать им необходимые базовые знания и умения для продолжения обучения.
Цель программы - формирование у младших школьников комплексного представления о сфере It как современной и быстро развивающейся отрасли, включающей в себя различные информационно-коммуникационные технологии и процессы.
Задачи программы:
- познакомить обучающихся с деятельностью центра цифрового образования «It-куб» и его образовательными направлениями;
- сформировать умения работы с компьютерной техникой, высокотехнологичными устройствами, простыми средами программирования и мобильными приложениями
- дать представление об основных прогрессивных сферах It-отрасли, их особенностях и областях применения;
- дать представление о цифровом рынке Самарской области, города Тольятти и карьерных перспективах будущих It-специалистов в данной сфере.
Описание практики
Учащиеся младших классов в течение одного учебного года знакомятся с 6 разными информационными технологиями, плюс-минус соответствующих основным образовательным направлениям центра «IT-куб». Программа модульная, каждый из 6 модулей рассчитан на 12 часов. Обучение детей идет по 6 недель, после чего модуль меняется. Срок реализации программы – 1 год.
Принцип набора в объединение свободный. Принимаются все желающие без конкурсного отбора. Группы формируются с учетом возраста и с учетом уровня начальных умений и опыта работы на компьютере, который определяется в ходе входного тестирования.
Уровень освоения содержания программы ознакомительный, что предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала и минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы: обучающиеся знакомятся с основными видами деятельности и образовательными направлениями, существующими в центре цифрового образования «IT-куб» с целью ориентации обучающихся на выбор одного образовательного направления и последующего перехода обучающихся на обучение по выбранному направлению.
Новизной программы является её разноуровневость: для детей разного возраста и разного стартового уровня владения компьютерной грамотностью разработаны разные маршруты прохождения программы: блок 1 «Первые шаги в IT» для учащихся 8-9 лет» и блок 2 «Первый старт в IT» для детей 10-12 лет.
Отличительной особенностью данной программы от уже существующих образовательных программ является отбор такого содержания обучения, которое:
- даёт представление о сфере IT не просто как об отдельных прогрессивных информационных технологиях, но как о целом комплексе взаимосвязанных процессов и деятельностей, который существует не сам по себе, а встроен в систему нашего общества и нацелен на решение проблем и задач нашего общества;
- знакомит учащихся младшего и среднего школьного возраста с очень сложными информационными технологиями, которые обычно изучаются более старшими детьми, но на доступном для ребенка уровне и с подходящим возрасту комплексом практических заданий
- формирует у обучающихся начальные умения и навыки по работе в специальных компьютерных программах и сервисах из разных областей IT-сферы: программирование, виртуальная и дополненная реальность, компьютерная графика, 3D-моделирование
- формирует и развивает базовую компьютерную грамотность, являющуюся основой для продолжения обучения по любой другой программе центра «IT-куб».
Учебные модули программы:
Блок 1 "Первые шаги в IT" для детей 8-9 лет:
- Модуль 1 «Основы компьютерной грамотности и безопасности»
- Модуль 2 «Основы программирования в Scratch»
- Модуль 3 «Программирование роботов»
- Модуль 4 «2D графика»
- Модуль 5 «3D моделирование»
- Модуль 6 «Веб-дизайн»
Блок 2 "Первый старт в IT" для детей 10-12 лет:
- Модуль 1 «Основы программирования»
- Модуль 2 «Программирование роботов»
- Модуль 3 «2D графика»
- Модуль 4 «Основы мобильной разработки»
- Модуль 5 «Основы виртуальной и дополненной реальности»
- Модуль 6 «Веб-дизайн»
Ресурсы для реализации
Оборудование и расходные материалы:
- Персональный компьютер для каждого учащегося + компьютер для педагога с выходом в Интернет и программным обеспечением: Adobe Illustrator, Blender, Scratch, Unity, специальная среда для программирования конструктора Lego.
- Зарегистрированные аккаунты в среде Tinkercad для каждого участника.
- Проекционное оборудование или интерактивная панель (интерактивны й телевизор) с возможностью показа видео и демонстрацией экрана компьютера педагога и возможностью воспроизведения звука.
- Маркерная или меловая доска, флипчарт с маркерами, мелом.
- Бумага, изобразительные материалы: простые и цветные карандаши, ластики, линейки.
- Программируемые наборы Lego (типа Lego Mindstorm Ev3).
- VR шлем с компьютером и загруженной простой игрой (типа Richie`s Plank Experience).
- Мобильные телефоны или планшеты с любым AR приложением.
Пространство, требования к нему:
- Компьютерный класс с персональным компьютером для каждого учащегося.
- Для реализации данной программы желательным условием является наличие разных классов – класс робототехники, класс для виртуальной реальности, обычный компьютерный класс для графики и других модулей.
- Система хранения для конструкторов Lego, стол для соревнований роботов.
- Зона отдыха для детей в перерывах (холл с мягкой мебелью, ковер с креслами-мешками), зона для организации питьевого режима.
Педагогическая и организационная команда:
- Идеальный вариант – 1 педагог, ведущий один модуль, т.е. на реализацию программы требуется 6 педагогов. Но в целом вести программу может и один педагог, если он обладает достаточными компетенциями для того, чтобы вести все 6 модулей.
- Если программу ведет более, чем один педагог, данная программа требует администрирования извне (то есть не со стороны педагога, т.к. это невозможно, т.к. они меняются). Нужен администратор или руководитель центра, который будет составлять списки, распределять на группы, формировать их траектории и отслеживать, чтобы дети (и педагоги, и родители), не путали группы, кабинеты и т.п.
Обязательное оборудование
Компьютерное оборудование 1 шт., на каждого обучающегося, "компьютеры/ноутбуки с операционной системой windows"
Программное обеспечение 1 шт., на каждого обучающегося, "пакет программ microsoft office, blender 3d, unity, visual studio, adobe illustrator, интернет сервисы tinkercad, replit"
Планшет 1 шт., на каждого обучающегося, "планшеты или мобильные телефоны с установленными ar и vr приложениями"
Робототехнический конструктор 1 шт., на каждого обучающегося, "робототехнический конструктор lego или apitor"
Оборудование 1 шт., на всю группу, "vr шлем с загруженными приложениями, играми. vr очки для мобильного телефона"
Оборудование 1 шт., на всю группу, "презентационное оборудование для преподавателя (компьютер, проектор, экран, звуковые колонки) или интерактивный телевизор"
Дополнительное оборудование
Емкости для хранения 1 шт., на каждого обучающегося, "емкости для хранения робототехнического конструктора"
Расходные материалы 1 шт., на всю группу, "наборы цветных, простых карандашей, бумага, ластики, маркеры для белой доски, мел для доски"
Вспомогательные материалы 1 шт., на всю группу, "магнитно-маркерная или меловая доска"