НАУЧИМ.РФ

  • Практики
  • О нас
  • Сообщество
  • Конкурсы
  • События
  • Войти
Войти

Добро пожаловать!

Введите данные для входа в свой личный кабинет

Нажимая кнопку "Войти", Вы даете согласие на использование файлов cookie. Узнать больше

Забыли пароль?
Восстановить
Еще нет аккаунта?
Зарегистрируйтесь
  1. Главная
  2. Практики

ДООП «Основы ТРИЗ»

Модульная программа «Основы ТРИЗ» стала экспериментальной для отработки методики развития творческого воображения и теории решения изобретательских задач и содержит на сегодняшний день развернутый УМК по развитию творческого воображения, применительно к м

Методические разработки
Образовательная программа
16
Нет оценок

Добро пожаловать!

Введите данные для входа в свой личный кабинет

Нажимая кнопку "Войти", Вы даете согласие на использование файлов cookie. Узнать больше

Забыли пароль?
Восстановить
Еще нет аккаунта?
Зарегистрируйтесь
В избранное
Удалить из избранного

Вы уверены, что хотите удалить практику из избранного?

  • Описание практики
  • Обсуждение

Решаемая задача


Современность диктует необходимость воспитания интеллектуально одаренных детей, способных в перспективе пополнять профессиональные кадры инженерных профессий Кировской области, развивать её технический потенциал, способствовать укреплению экономики региона.

Авторы не исключают важность оснащения детских технических объединений новым современным оборудованием для занятий в области технического творчества. Вместе с тем для достижения результатов программы «Основы ТРИЗ» делается акцент на методику развития технического творческого мышления ребенка при оптимальном использовании имеющихся и новых ресурсов.


Цель практики: Создание условий для стимулирования интереса, раннего выявления, развития и реализации потенциала обучающихся в области технического творчества посредством использования теории решения изобретательских задач.


Описание практики


Концепция практики базируется на следующих идеях:

1.Программа основывается на методологии теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), и ребёнок включается в процесс решения изобретательских и творческих задач с открытым вариантом решения. Программа опирается на основы знаний из различных областей физики и техники и представляет собой пропедевтический курс для обучения по другим дополнительным общеразвивающим программам технической направленности.

2.В замысле содержания данная программа вдохновлена идеями STEM- образование (S – science, T – technology, E – engineering, M – mathematics): естественные науки, технология, инженерное искусство, математика. По сути, это методика, которая предполагает обучения с применением междисциплинарного и прикладного подхода. STEAM-образование подразумевает смешанную среду, в которой ученики начинают понимать, как можно применить научные методы на практике. 

3.ТРИЗ, как и другие системы, развивается, и сегодня это комплекс, состоящий из трех взаимосвязанных направлений ТРИЗ — РТВ — ТРТЛ.

ТРИЗ (классическая) - направлена на формирование умения ставить и успешно решать творческие задачи при помощи инструментов ТРИЗ. Это есть методология решения проблем, основанная на законах развития систем, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных творческих задач (ОТСМ – общая теория сильного мышления).

РТВ (развитие творческого воображения) - направлено на управление воображением с целью создания новых образов.

ТРТЛ (теория развития творческой личности) - направлена на формирование в человеке активной творческой позиции, предусматривающей постановку достойной цели и успешного продвижения к ней.


Уникальность практики. Методика программы «Основы ТРИЗ» учитывает:

1)специфику предметной области каждого модуля (занимательная физика, робототехника, радиотехника, начальное техническое моделирование, электроника, интеллектуальный тренинг),

2)различные этапы занятия, их специфические задачи и предлагает упражнения на РТВ, предназначенные для различных этапов,

3)применение РТВ-приемов в рамках каждого модуля тесно связано с практикой использования ДАРИЗ (детского алгоритма решения изобретательских задач): понять задачу, сформулировать противоречие и идеальный конечный результат, составить модель задачи, найти ресурсы для её решения, применить приемы разрешения противоречий, сформулировать несколько решений (творческие задачи имеют много правильных решений), выбрать самое сильное решение и аргументировать выбор.


Целевая аудитория: дети в возрасте 9-10 лет.

Программа «Основы ТРИЗ» ориентирована на детей, которые ещё не осваивали курсы технической направленности, не владеют знаниями в области физики, черчения, техники, IT-технологий.

Носит пропедевтический характер по отношению к широкому спектру программ технической направленности, реализуемых в учреждениях дополнительного образования, в том числе кванториумах. Помогает ребёнку определится в интересах в области технического творчества, получить основы политехнических знаний, развить творческие способности, подготовить мышление к решению изобретательских задач.


Программа «Основы ТРИЗ» базируется на модульном принципе представления содержания и построения учебных планов, включает в себя относительно самостоятельные части образовательной программы - модули, позволяющие увеличить ее гибкость.

Модульный подход построения содержания позволяет вариативно организовать образовательный процесс, оперативно подстраивая его под интересы и способности обучающихся: даёт возможность выбора модулей, нелинейной последовательности их изучения (в отличие от традиционной модели дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы), а значит возможность построения индивидуальных учебных планов.


Ресурсы для реализации


Пространство:

  • укомплектованная столярная мастерская, в том числе комплект столярного и слесарного инструмента для работы 8-10 учеников;
  • укомплектованная электромастерская, в том числе конструкторы «Микроник» для работы 8-10 учеников;
  • укомплектованная радиомастерская для работы 8-10 учеников;
  • укомплектованный компьютерный класс, в том числе наборы конструкторов для работотехники для работы 8-10 учеников;
  • учебный класс с компьютером, экраном и проектором.

Информационные ресурсы:

  • информационные ресурсы Интернет;
  • учебные видеофильмы с записями физических опытов;
  • литература (согласно списка).

Кадровые ресурсы:

  • к реализации программы привлекаются педагоги дополнительного образования, имеющие подготовку по одному из модулей программы.
Обязательное оборудование
Компьютерное оборудование 1 шт., на каждого обучающегося, "для модуля "интеллектуальный тренинг""
Проектор 1 шт., на всю группу
Робототехнический конструктор 1 шт., на каждого обучающегося, "для модуля "робототехника и начала программирования""
Презентационный материал 1 шт., на всю группу, "для модуля "занимательная физика""
Паяльное оборудование 1 шт., на каждого обучающегося, "для модулей "радиотехника" и "электроника""
Другое 1 шт., на каждого обучающегося, "комплект столярного и слесарного инструмента для модуля "начальное техническое моделирование конструкторы «микроник» для модуля "электроника""

Команда практики

Альгина Татьяна Дмитриевна

Прикрепенные файлы

DOP_Osnovy_TRIZ.pdf
772.31KB
42
РТВ_ Методическое пособие.pdf
408.60KB
38

Целевая аудитория

Дети 7 - 10 лет
Дети 10 - 13 лет

Направленности

Техническая направленность

Тематические тэги

программа
Пожалуйста, авторизуйтесь или подтвердите почту, чтобы оставлять комментарии.

НАУЧИМ.РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Федеральный центр дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей»

107014, Москва, Ростокинский проезд, дом 3
Тел.: +7(495) 603-30-15
Email: info@fedcdo.ru

Ссылки

  • Практики
  • О нас
  • Сообщество
  • Конкурсы
  • События
  • Войти
© Copyright 2022. Все права защищены
Разработано ФЦДО
Яндекс.Метрика

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить Вам наилучшую работу на нашем веб-сайте и проанализировать его использование. Вы можете найти больше информации о файлах cookie и о том, как мы их используем в нашей политике конфиденциальности. Продолжая использовать этот сайт, Вы даете согласие на использование файлов cookie. Узнать больше

Ошибка
Информация